«Бесы» – один из самых спорных романов Достоевского. Одни видят в нем пророческий памфлет. Другие – эдакий литературный полигон для испытания различных философских идей. Третьи – изощренный психологический триллер. В основе сюжета лежит реальное событие – всколыхнувшее всю интеллектуальную Россию 1870-х годов «дело Нечаева». Революционеры, члены небольшого законспирированного кружка, убили своего товарища, решившего «отойти от дел». Впрочем, Достоевский отнюдь не стремится изложить фактически достоверную картину произошедшего. Его творение куда глубже; в частной, единичной, русской трагедии он находит общемировое и общечеловеческое. В «Бесах» появляется, пожалуй, рекордное для одного романа число персонажей, ставших вехами мировой литературы и философии. Это и Николай Ставрогин, над которым впоследствии так тщательно размышляли Ницше и Фрейд. И Кириллов, чьи идеи повлияли на Камю и философию экзистенциалистов. И Петр Верховенский с товарищами по «ячейке», чьи образы переосмысляют Висконти и другие деятели культуры XX века, исследуя уже новую «бесовщину» – фашизм.
Предыдущая публикация
Следующая публикация